Кабуто
Кабуто
Оружие - Оружие на букву К

(KABUTO). Шлем, Япония. Он состоит из корпуса - «хаси», иногда сделанного из единой металлической заготовки, но чаще из нескольких склепанных деталей. Обычно на передней части каждой пластины имеется вертикальное ребро или борт, количество пластин может доходить до ста. Шляпки заклепок иногда сильно выступают. Если бортики малой высоты, а заклепки имеют крупные шляпки, шлем называется хоси-кабуто. Изредка некоторые пластины изготавливаются из серебра или им покрываются, приобретая, таким образом, декоративную функцию. Во многих случаях хаси имеют фантастическую форму и носят название тех предметов, с которыми схожи, т. е. момонари, персик - топпаи; конический, с боками, сплюснутыми до формы клинка на вершине, - то-камури; в форме церемониальной шапки, которая называется камури, - китен, голова демона, любимая форма и т. д. Татами кабуто, или складной шлем, делался из горизонтальных колец, прошнурованных друг к другу таким образом, чтобы его можно было сложить почти до плоского состояния. Хаси оснащаются в передней части небольшим приклепанным козырьком, майе-заси. К нему крепится трубка хари-датэ, для фиксации плюмажа и других украшений. В большинстве шлемов есть отверстие в тулье, хатиман-са, техен или тенку, которое окружено тщательно сделанным металлическим раструбом, названном кикуза. Чаще всего он сделан в виде традиционной хризантемы, отсюда и его имя. Считается, что отверстие предназначено для того, чтобы дать возможность небесным влияниям достигать мозга носившего. Также утверждается, что первоначально он создавался для того, чтобы дать место короткой косичке, которую завязывали на макушке. Это отверстие иногда прикрывалось куском шелка, который удерживался с помощью четырех шнурков, привязанных к четырем металлическим выступам, располагавшимся для этой цели на шлеме. Они называются си-тенбио. В отдельности они называются: бисамон тен, дзикоку тен, комоку тен и зоту тен. На нижнем краю боковых частей шлема есть несколько пар маленьких отверстий, снабженных маленькими петельками, через которые пропускаются тонкие кожаные ремешки, прикрепленные к подкладке, и закрепляются с внешней стороны. Шейная защита сделана из нескольких, чаще от 3 до 7, металлических или кожаных полос, шнурованных вместе шелковым шнуром. В некоторых случаях полоски сделаны из мелких металлических пластин, козанэ, крепко пришнурованных друг к другу; для каждой такой полосы требуется от 100 до 138 чешуек Верхняя пластина крепится к хаси, а нижняя пластина обычно имеет кожаную подкладку для того, чтобы она не стучала о доспехи. Она называется хиси-тодзи, то же название имеет нижняя пластина других частей доспехов из-за крестообразного узла, в который завязываются концы шнура. Внутри обильно покрывается позолотой или ярко-красным лаком. Считается, что красный цвет использовался для того, чтобы придать носившему свирепое выражение. С каждой стороны шлема обычно находятся изогнутые части в форме крыльев, называемые фуки гайеси, которые часто формируются разворотом назад одной или нескольких полос или путем прикрепления изогнутых пластин. Они часто покрывались тисненой кожей с декоративной каймой и имели в центре фигуру, принадлежавшую владельцу формы. Иногда крыло с правой стороны подвешивалось так, чтобы его можно было отвернуть назад и оно не мешало бы во время стрельбы из лука. Сзади шлема находится орнаментальное кольцо, которое называется каса-джирухи-но-ку-ван потому, что оно используется для прикрепления эмблемы под названием каса-джиручи. Некоторые из старых шлемов имеют второе кольцо выше, которое использовалось для прикрепления хоро. Самые старые шлемы делались из небольшого количества пластин, и шейная защита была очень большой, значительно отступая от головы. Позже шлемы стали изготавливаться из гораздо большего количества пластин, их количество доходило до ста, и шейная защита стала меньше и располагалась ближе к голове. Шлемы, которые носили в те времена, когда сражения были фактически непрерывными, почти всегда имели простую форму. В XV в., после корейской войны, в Японии вошли в моду шлемы корейских и маньчжурских форм. Еще позже стали носить европейские кааба-сетты к морионы, к которым крепилась шейная японская защита. В конце периода Токуга-ва доспехи превратились в основном в украшение, и шлемы получили гротескные различные и практически бесполезные формы. Ранние шлемы не имели подкладки, но носивший оборачивал свою голову тканью в виде некоего тюрбана или подушки. Позже все шлемы имели подкладку из холста, укрепленную пересекающимися ремнями и привязанную вокруг нижнего края. Эта подкладка не была глубока, как шлем, и прочно крепилась к нижнему краю шлема таким образом, чтобы вес давил на подкладку и шлем не соприкасался с макушкой головы. Таким образом, эластичность подкладки создавала упругость для защиты головы от удара. К нижнему краю внутренней поверхности шлема крепились от 3 до 5 петель или колец, через которые протягивалась веревка, удерживая его на месте. Эта веревка называлась синоби-но-о, и делалась она из хлопчатобумажной ткани или шелкового крепа, сложенного и сшитого в виде веревки, или использовался специальный вид шнура из мягкого шелка. Плотно сплетенные веревки не подходили для этой цели. Эти веревки были трех длин, что зависело от количества колец на шлеме. Три длины, называющиеся мииуси, йецуси и ацуси, - это 17,5,20 и 22,5 см. Каждая привязывалась различным способом. У всех петли формировались между кольцами и шпильками, крючками или кольцами на мен-по и завязывались под подбородком. Если все было правильно сделано, то шлем держался устойчиво и удобно, т. к. менпо распределял давление; но носивший не мог открыть рот. Гарбутт приводит выдержку из одной старой японской книги по ношению доспехов, в которой говорится: «Надевание шлема в стиле икуба (шея дикой свиньи) означает одевание его с передней частью, откинутой вверх. Этот стиль предпочтителен в сражении с мечом или копьем, а также его использование рекомендуется ввиду эстетического превосходства».